Кратко для памяти, вещи, которые в 99% устраняют рассогласовку:
На забегание ЭКГ влияют: завышенное напряжение АБ, раствор ГП-ПР (увеличить), отсутствие диамагнитной пластины якоря 208.
Проверить отсутствие заедания 265, 266. Реле 266 должно легко нажиматься и надёжно отпадать.
Редко: проверить 2 бл-ки в пульте, шток 206, 194, также не болтаются ли контакты тяги 208 из-за сломанной пружинки.
Проверить напряжение АБ всех секций поочерёдным включением тумблера С1, С2, С3, С4. От напряжения зависит скорость вращения ЭКГ. Это не устраняет неисправность схемы синхронизации, а просто уменьшает количество срабатываний реле 202 при автоматическом сбросе (или наборе) в случае исправной схемы, то есть уменьшается вероятность возникновения условий для рассинхронизации и забегания ЭКГ за позицию.
Приборы на РЩ и в кабине могут быть не точны, но проверяя с головной кабины на одном приборе отсутствует разброс погрешности и сразу видно разброс напряжений по секциям.
Набрать до 33 позиции и сбросить в автомате, при этом следить на каких секциях сервомотор вращается быстрее судя по опережению загоранию ламп. При отключенных ЛК схема синхронизации не работает и разность может доходить до 3-х позиций.
Информация о напряжениях и скоростях вращения СМ помогут определить на каких секциях можно убавить или добавить напряжение, учитывая что должно быть 50 ±2,5 В. Смотреть регулировку РН.
Уменьшение напряжения в ЦУ может привести к срабатыванию БРД, к отключению контактора К во время набора позиций при плохом РН, что в свою очередь может привести к сбою кодов.
Тугое нажатие якоря 266 (ослабить пружину). При наборе рукоятка кратковременно ставится в ФП при этом запитывается реле 266, потом рукоятка перемещается в РП и остаётся до набора позиции. Так как машинист не удерживает рукоятку в ФП, то наступает момент, когда одно из реле 266 какой нибудь секции не успевает запитаться.
Проверка на пробитие (замкнут) диода 187. Поочерёдно исключить одну секцию с помощью ПР и проверить работу ЭКГ. Когда наступит ситуация, что ЭКГ при наборе одной позиции набирает автоматом 2 позиции и отключается, то это свидетельствует, что отключена больная секция (с пробитым замкнутым диодом). На одинарке здоровая набирает по 3 позиции (серия выше 2100). Если заедает 266, эффект тот же. В схеме неисправный (замкнутый) диод 187 на одной из отключенных секций подпитывает 266 через межсекционный провод Э11. Работает это следующим образом: при постановке контроллера в ФП происходит запитывание реле 266 всех секций через диод и включившись оно встаёт на самоподхват. Далее перевести контроллер в РП, запитывается реле 265 и начинает вращать ЭКГ, которое разрывает цепь самоподхвата реле 266 только на включенной секции. При этом цепь самоподхвата с отключенной (ых) секций не подпитывает реле 266 включенной секции из-за диода 187 каждой секции. Но так как он пробит (замкнут), то с отключенной секции через пробитый диод 187 оказывается под питанием провод Э11 и получает питание реле 266 включенной (ых) секции. При этом в положении РП включены реле 265 и 266 и должно произойти набор позиций в автомате, но после набора одной позиции больная становится как отставшая и если бы был включен ПР то она бы остановила ЭКГ на исправных секциях, но ПР не включен и этого не происходит, продолжается набор ещё одной позиции и больная становится как убежавшая соответственно 202-е больной секции получит питание от блокировок других секций и наконец то 202 больной секции разорвёт цепь на 266, устранив самоподхват и подпитку через неисправный диод. На той секции, на которой диод неисправен набор будет происходить нормально, остальные без больной набирают по 2 позиции.
При наборе по одной позиции одна секция убегает вперёд всегда или иногда, при этом набор/сброс в автомате показывает, что сервомотор этой секции не является самым быстрым.
Проверка на заедание 265 (не отключение). Убегание происходит в момент, когда ЭКГ завершает набор позиции и в этот момент ручка контроллера переведена из РП в ФП. При этом 265 ещё не отключился, а 266 снова получает питание и провоцирует набор следующей позиции.
Проверка на заедание 266 (не отключение). Чтобы определить вину 266 нужно повесить на катушку реле лампу-переноску, если она не гаснет во время убегания ЭКГ, значит именно оно даёт подпитку 208, когда контроллер в РП и запитано 265, но именно 266 должно потерять питание после набора позиции и остановить ЭКГ. Устранить заедание 266 (шток и шарнирное соединение). Если секция не головная, то можно в качестве сигнальной лампы использовать расшифровочное табло, то есть поставить перемычку на Н25 катушки реле и на провод одной из сигнальных ламп Н456 (реле 264), Н447 (реле 204), Н440 (контактор К). Увеличить раствор ГП-поз2, если реле не успевает отключиться между позициями.
Проверка на залипание 208. Проверить зазор под якорем при включенном контакторе, т.е. проверить износ диамагнитной пластины, подложить бумажку под якорь и проверить исчезла ли проблема.
Если ЭКГ входит в рассинхронизацию (как имитировать смотреть ниже) и при наборе по одной позиции не происходит восстановление, то есть сохраняется рассогласованность, то это означает, что реле 202 не включается и необходимо зачистить контакты блокировок контактора 194 и блокировку ПР (слева второй или третий с проводами Э12-Н27).
Проверить, что на отстающей секции реле 202 не заедает. Если убраны перемычки, то возможно реле начинает упираться в неработающие контакты раньше чем в работающие.
Проверить исправность цепи на реле 202 следующим образом:
Нажать якорь реле 266, чтобы набралась одна позиция. По лампам 0,ХП видно что текущая секция на 5-ой ходовой позиции, так как горит одна лампа 0,ХП.
Набрать контроллером одну позицию, при этом ЭКГ текущей секции стоит на месте, так как включилось реле 202, а остальные догнали, так как загорелись все 0,ХП.
Теперь проверить 202 других секций. Для этого набрать позицию перед ходовой, например 8 (или сбросить и набрать 4 позиции).
Далее подклинить реле 266 в отключенном состоянии отверткой, чтобы не включилось. Если включено, так как встало на самоподхват при контроллере в ФП, то прямо вручную отключить, нажав верхнюю часть якоря
Набрать в кабине 1 позицию. При этом все секции кроме первой убегут вперёд и на них должно включиться реле 202. В кабине загорятся 0,ХП всех секций, кроме головной. Тут же попробовать набрать еще одну позицию, чтобы убедится по лампам 0,ХП, что ЭКГ всех секций не сдвигаются с места. Это уже говорит о том, что 202 других включено.
Убрать клин из под якоря реле 266 и набрать ещё одну позицию. При этом ЭКГ текущей секции заработает и загорится лампа 0,ХП головной секции, а другие секции будут стоять на месте и поэтому их лампы 0,ХП не погаснут. Набрать ещё позицию и все лампы погаснут.
Если всё так и было, то схема синхронизации исправна, иначе идти на больную секцию и проверять по цепи, где потеря питания на реле 202, в блокировках ЭКГ, на 194 или ПР.
Если дуют вентили на ЭКГ, а сервомотор не вращается и нет срыва муфты, то:
Проверить есть ли оплавления на коллекторе СМ (через окно).
Вскрыть клеммную коробку СМ и проверить крепление внешних и внутренних проводов.
Если замкнуть одну из разомкнутых блокировок синхронизации на ЭКГ, то включатся все реле 202
Работа динамического торможения проверяется изъятием предохранителя, при этом вал сервомотора вращается легко по сравнению с предохранителем. Вращать с предохранителем не более пол-оборота туда-сюда иначе сработает самоподхват и доводка вала, а лучше подклинить 208 в отключенном состоянии ручкой отвёртки под якорь с проверкой что он не включится.
Как проверить ручной сброс ЭКГ по одной позиции на стоянке
Известно что сброс идёт автоматом при выключенных линейных контакторах, а при включенных набрать можно не более 3-х позиций. Чтобы появилась возможность сбросить хоть с 33-ей позиции, нужно следующее:
Опустить токоприёмник.
Включить кнопку "Низкая температура масла" (под РЩ) на головной секции,чтобы включить 247 на всех секциях и тем самым обойти контактор 133 маслонасоса.
Включить АЛСН, ЭПК, кнопку "Цепи управления".
Включить кнопки "Вспом. машины", ФР. МВ3, МВ4. Для серий до 697 обход ППРФ обеспечивается блокировкой 4 (ГВ), а для серий после 697 с панелью 8 нужно включить "Без ФР".
Перевести реверсор "Вперёд", сдвинуть с нуля ручку набора позиций, при этом включаться линейные контактора.
Теперь становится возможен ручной сброс.
Кроме того, так как АЛСН требует присутствия в кабине и тем самым не даёт отлучится для поиска неисправности, то достаточно на межэлектровозной клеммной рейке поставить перемычку, запитав провод Э2 (вперёд) или Э3 (назад) и при этом не включать АЛСН и ЭПК.
Недостаток: работа на батарее отличается от работы на ТРПШ, соответственно проверка не для будущей реальной работы.
Другой способ обойти ЛК - подложить кусочек бумаги под низковольтную блокировку 51 в проводах Н28, Н32 (крайняя справа) или 53 в проводах Н32, Н395, то есть на каждой секции изолировать одну блокировку, тогда в положении ФВ контроллера не будет происходить автоматический сброс. Недостаток, если ЭКГ встало, то невозможно сбросить при контроллере в 0, для сброса придётся на каждой секции подать питание на провод Н35 на реле 265.
Какие параметры влияют на точное позиционирование ЭКГ на позиции?
При вращении ЭКГ блокировка ГП-поз2 разрывает цепь на реле 266 и оно отключается, но контактор 208 продолжает получать питание от блокировок ГПпр, что позволяет ЭКГ не зависеть от характеристик реле 266. Блокировка ГПпр задаёт отключение контактора 208 за 13° до остановки на позиции. Эти 13° ЭКГ вращается по инерции с учётом динамического торможения контактором 208. Так как технические характеристики СМ и вес вращающихся деталей не изменяется, то ЭКГ должен стабильно остановится за 13° после разрыва ГПпр. Сброс (от 33 до 0) или набор (от 0 до 33) позиций не более 24 сек.
Итак, влияющие факторы:
Напряжение в ЦУ изменяет скорость вращения валов ЭКГ и соответственно кинетическую энергию вращательного движения.
Медленное отключение контактора 208 из-за износа диамагнитной пластины. Проверяется влияние этого фактора подкладыванием свёрнутой в 4 раза бумаги под якорь. Также при замыкании части витков катушки она может сильно намагничиваться, проверить отвёрткой, что нет намагниченности сердечника. Проверить сопротивление катушки 208. На 208 повесить лампу-переноску, чтобы проверить, что она мигает (ГПпр рвёт цепь) и нет постоянной подпитки. Убрать железные опилки на сердечнике, которые уменьшают диамагнитный зазор и даже замыкают его.
Провал/раствор блокировки ГПпр, который может быть изменён в пределах нескольких градусов. При забегании увеличить раствор.
Обрыв цепи динамического торможения.
Правильность остановки на позициях можно проконтролировать по положению роликов относительно кулачковых шайб. На позиции ГП-поз3 (0,ХП) должна быть точно в ямке, а ГПпр посредине бугорка. Также по диску между валами, где стрелка должна указывать на сектор "Ф". Муфта вращается против часовой стрелке при наборе позиций, а верхний вал по часовой. Этим можно определить убегает ЭКГ или отстаёт.
Факторы указывающие на забегание ЭКГ: при наборе на ходовой позиции лампа 0ХП мигнёт и погаснет, при этом на позиции до ходовой лампа не горит, что свидетельствует, что ЭКГ не убегает на одну позицию, а забегает немного вперёд относительно текущей позиции и рвёт цепь на 0ХП. Иногда при этом бъёт ГВ.
Набрать позицию 5, убедившись что произошло забегание по лампе 0ХП.
Измерить напряжение в ЦУ. Если оно заметно выше, можно сразу убавить до нормы, так как скорее всего этого будет недостаточно, но одна из мер.
Опустить электровоз, не сбрасывая ЭКГ. Выключить ВА 4 - Главный контроллер
Оценить степень забегания по верхнему кулачковому валу.
Увеличить раствор ГПпр. Для этого был отключен ВА4. Подложить ключ (12-14) между подшипником и бл-кой, а верхнюю часть контакта отгибать отвёрткой или ключом (19-22), но не сам контакт, а коромысло, на котором он держится. Далее нужно повернуть муфту до замыкания контактов, чтобы удостоверится в наличии провала.
Ещё можно под пружину контактора 208 подложить шайбу, чтобы быстрее отключался.
Повторить цикл проверки, добившись точного позиционирования ЭКГ.
Если РН не выполняет функции стабилизатора ЦУ, то напряжение на ЭКГ будет зависеть от напряжения в контактной сети, соответственно будет приводить к временным проблемам на разных участках, вдали от подстанции, при наличии других поездов на участке. Машинисту нужно записать напряжение в ЦУ при появлении рассогласовки.
ЭКГ идёт в рассогласовке
Для теста необходимо создать принудительную рассогласовку и далее набирать позиции обычным способом. Если не происходит автоматическое устранение рассогласовки с помощью реле 202, то это означает, что на секции, которая обогнала не включилось реле 202. Для устранения необходимо выявить контактную бл-ку, в которой нет контакта. Во первых, если предположительно это контакты на ЭКГ, то ситуация работала бы только на какой то позиции, а на следующей работал бы уже другой контакт и устранение рассогласовки бы произошло. Если не пропадает в течении 3-х позиций (с ходовой перейти на следующую ходовую), то скорее всего смотреть блокировку контактора 194.
Чтобы проверить контакты рассогласовки на всех блокировках ЭКГ нужно проверить восстановление рассогласовки на 5, 9, 13 позициях, так как ходовые идут через 4 позиции, а блокировки синхронизации через 3 позиции, то на каждой ходовой позиции будут использоваться следующая группа блокировок, и при этом доступен контроль по лампам. Но нужно проверить 6 раз, 3 раза на убегание секц.1 и 3 раза на убегание секц.2. Либо на одной секции 3 раза нажатием 266 и 3 раза подклиниванием от включения 266, либо на разных секциях использовать один способ, например нажатие 266. Если проверяется тройник или система, то рассматривается как одинарка, проверять с разных кабин подклиниванием от включения 266. Тем самым на остальных трёх секциях включается 202 и гарантируется исправность цепи, а не наоборот, чтобы 3 секции включали 202 на головной, то есть в последнем случае достаточно одной секции, чтобы сработало 202 на головной, а остальные могут и не работать - этот случай не гарантирует исправность.
Забегание ЭКГ
Чтобы проверить нет ли забегания нужно при поднятом электровозе, то есть при питании от ТРПШ набрать одну позицию (лучше 2, потому что первая имеет промежуточную и набирает больше кинетической энергии), опустить электровоз и смотреть положение кулачков относительно подшипников бл-ки ГПпр. Проверять при питании от АБ бессмысленно, так как это не используется в реальных условиях и результаты не имеют практического значения, то есть если ЭКГ при питании от АБ будет хорошо идти, это не значит, что от ТРПШ оно будет идти также.
Нормально, правильно, хоть при наборе, хоть при сбросе, подшипник в центре кулачка
Забегание при наборе, кулачок повернулся излишне
Забегание при сбросе, кулачок повернулся излишне
Чтобы определить на какой из двух бл-вок ГП-ПР увеличить раствор (часто обе) нужно поставить кулачок, чтобы он наезжал на подшипник (предохранитель ЭКГ перед этим вынуть), и в момент разрыва одного из контактов на этой бл-ке увеличить раствор. При этом слышно как отключается контактор 208. При наборе и сбросе первой размыкающейся может быть не одна и та же бл-ка.
При вращении в пределах сектора "Ф" подшипник располагается на плоскости кулачка.
Как ранее было сказано забегание также устраняется уменьшением напряжения и чисткой сердечника контактора 208 под якорем.
При сильном забегании ЭКГ может идти автоматом, т.е. забегать до самоподхвата бл-кой ГП-ПР, обычно появляется первая запись, что при наборе или сбросе ЭКГ идёт автоматом.
Рассогласовка на переходных позициях
Если соединены электровозы с разными схемами набора, то нужно привести к одному варианту. Провод Н31 на ГПП нужно, чтобы бл-ка получила питание с Н30 на ГП4 и ГПпр, так как один эл-воз получает постоянное питание на переходных позициях (17-18), а другой разрывается в рассогласовке даже на переходных позициях с помощью реле 202. Нет смысла синхронизировать ЭКГ на переходных позициях.